Предназначение роялти во франчайзинге

При открытии бизнеса в виде компании-франчайзи нужно понять, роялти — что это такое и зачем его платить. Сумма ежемесячного взноса должна соответствовать предоставляемым услугам и известности бренда франчайзера.

Понятие роялти (простыми словами)

Роялти — это денежная выплата за право пользования брендом головной организации. Сущность определения заключается в том, что фирма-франчайзер получает доход от использования другими компаниями ее раскрученной торговой марки.

Значение во франчайзинге

Существуют понятия:

  1. Франчайзер. Юридическое лицо, предлагающее за плату товарный знак в пользование. Помимо бренда, предоставляются дополнительные услуги, системы, ноу-хау, помогающие развитию бизнеса.
  2. Франчайзи. Компания или предприниматель, которые приобретают право эксплуатации бренда у франчайзера. Чем раскрученнее головная организация, тем больший доход может получать франчайзи.

Схема франшизы.

Роялти стимулирует франчайзера поддерживать франчайзи на протяжении всего договора.

При франчайзинге делаются регулярные денежные перечисления правообладателю за пользование логотипом, торговой маркой, другими атрибутами бренда.

За что взимается

Регулярный взнос платят за:

  • использование бренда;
  • контроль качества продукции, предоставляемых услуг;
  • юридическое, бухгалтерское, организационное сопровождение деятельности;
  • подключение к горячей линии;
  • рекламную кампанию.

Преимущества выплат

От выплаты роялти преимущества получают обе стороны.

Для владельца торговой марки это:

  • популяризация бренда;
  • расширение известности торговой марки в регионах;
  • дополнительная финансовая поддержка для развития бизнеса.

Выгода для франчайзи:

  • возможность пользоваться известной маркой;
  • курирование опытной фирмой, личный аккаунт-менеджер;
  • высокая конкурентоспособность на рынке;
  • подключение к сервисам головной организации (сайту, соцсетям, горячей линии);
  • контекстная реклама;
  • получение расходных материалов;
  • возможность проходить обучение, связанное со сферой деятельности и др.

Основные виды и особенности расчета

Существует несколько видов выплат, это может быть стандартная фиксированная или же процентная величина, зависящая от объема реализации товаров, услуг. Наиболее выгодно для франчайзи производить выплату на основе получаемой прибыли. Особенности расчета зависят от того, какой вид роялти выбран владельцем торговой марки.

Если это фиксированная величина, она оплачивается одинаковой суммой за установленный период. При процентном расчете определяется сумма в зависимости от финансовых показателей деятельности франчайзи.

Процентный

При такой системе расчетов лицензиат не устанавливает фиксированной суммы роялти. Величина взноса зависит от фактических результатов работы франчайзи. При такой системе финансовых отношений обладатель торговой марки ужесточает контроль деятельности своего партнера, т.к. его прибыль напрямую зависит от того, насколько добросовестно и качественно работает франчайзи, используя раскрученный бренд.

Фиксированный

Устанавливается сумма, которая выплачивается 1 раз месяц, квартал, год. Такой метод содержит риски, связанные с тем, что на установленную величину роялти не влияет прибыль, получаемая франчайзи при использовании бренда. Лицензиат в этом случае получает фиксированный доход, не зависящий от успешности деятельности своего партнера.

Виды роялти.

Существует несколько видов роялти.

Комбинированный

Этот метод сочетает процентный и фиксированный подход к начислению взноса. Существует минимальная величина выплат, которые производятся с установленной периодичностью, и проценты с прибыли, полученной от продажи товаров и услуг. Владелец бренда может снижать или повышать процентную ставку в зависимости от условий, установленных договорными отношениями для мотивации работы партнера.

Такой метод позволяет лицензиату обезопасить себя в том случае, если франчайзи ничего не продаст за установленный период. Владелец торговой марки все равно получит минимальный платеж.

Скрытый

В этом случае роялти в виде фиксированной или процентной оплаты отсутствует. Но на франчайзи налагаются обязательства, которые он должен выполнять при использовании бренда лицензиата.

Например, это может быть обязательство закупать товары или сырье у поставщика, где роялти изначально заложены в стоимость и считаются скрытыми.

Юридические и налоговые нюансы

Юридические отношения между 2 сторонами (правообладателем и лицензиаром) устанавливаются в договоре, который заключается в соответствии с правилами, прописанными в ст. 1235 Гражданского Кодекса. Там указано, что договорные отношения предусматривают вознаграждение правообладателю в виде фиксированных или процентных платежей.

Выплата роялти в Российской Федерации попадает под 2 вида налогообложения:

  1. НДФЛ. Выплачивается стороной, которая перечисляет роялти с последующим взысканием у франчайзера. При заключении договора с иностранной компанией обе стороны могут быть освобождены от выплат в том случае, если у другой страны существуют специальные условия по оплате данного налога.
  2. НДС. Оплачивает франчайзер. Компании освобождаются от уплаты налога в случае передачи прав на изобретения, промышленные макеты, образцы, базы данных, программное обеспечение, например, это резиденты Парка высоких технологий (ПВТ).

Алгоритм формирования роялти

Единого алгоритма формирования величины роялти нет. Компания-правообладатель самостоятельно устанавливает метод расчета платежа. При этом ориентируются на:

  • объем продукции;
  • условия конкурентов;
  • узнаваемость бренда;
  • специфику деятельности;
  • величину населенного пункта, в котором франчайзи будет работать, уровень дохода жителей.

Что такое роялти во франшизе.

Величина роялти напрямую зависит от размера прибыли, которую получает сторона, приобретающая франшизу.

Оптимальный размер

Размер роялти определяет франчайзер, законодательством этот вопрос не регулируется. Средний показатель — 7-10% от выручки, однако в зависимости от сферы деятельности организации процент выплат может быть другим. Например, для компаний ресторанной и гостиничной сферы роялти может составлять 4-5%, а для предприятий быстрого питания быть свыше 10%.

Особенности проверки обоснованности платежей

Приобретая франшизу, важно понимать, насколько обоснована величина обязательного регулярного платежа лицензиату.

Слишком высокая ставка может затормозить развитие бизнеса, сделать его убыточным.

Перед заключением договора франчайзи должен рассмотреть варианты:

  • покупку аналогичной франшизы у конкурента;
  • открытие собственного дела;
  • покупку ценных бумаг.

Рекомендуется провести сравнительный анализ затрат и доходности. Если у выбранной организации-франчайзера величина роялти выше, чем у аналогичных компаний-конкурентов, нужно понять причину.

Возможные сложности и проблемы

К основным сложностям и проблемам при работе по франшизе с роялти относятся:

  • высокий размер обязательных платежей;
  • необходимость соблюдения стиля, правил, атрибутов, методов работы головной организации, связанные с этими требованиями дополнительные вложения;
  • помимо регулярных отчислений, наличие паушального взноса (единоразовая выплата за присоединение к бренду).

Отрицательные стороны выплат

Основной отрицательной стороной регулярных выплат является их необоснованность, когда стоимость использования бренда не соответствует его ценности. Вследствие чего у компании-франчайзи происходит необоснованный расход денежных средств. При этом отказаться от платежа или снизить ставку после подписания договора нельзя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector