Реалии 2022 года показывают, что у большинства семей сохраняется потребность в качественном дошкольном образовании. Выбор остаётся за родителями: выбрать государственное учреждение или частный детский сад. Именно поэтому ниша дошкольного образования остаётся относительно свободной и востребованной. Для предпринимателей открытие частного детского сада — это не просто прибыльный бизнес, но и социально-важное дело.
Дошкольные учреждения: факты в цифрах
- По данным Минпросвещения на территории Российской Федерации на 2022 год, в стране работает более 46 тысяч организаций, которые реализуют образовательные программы дошкольного образования и осуществляют присмотр и уход за детьми.
- Однако, доля частных детских садов на рынке дошкольного образования составляет примерно 2% от общего числа по словам специалистов Аналитического центра при правительстве.
- Исходя из данных официального реестра малого и среднего предпринимательства в России зарегистрировано 4265 организаций, работающих по коду 85.11 (дошкольное образование).
- При этом количество франшиз дошкольных учреждений согласно каталогам франшиз и реестру Российской Ассоциации франчайзинга не превышает и 40.
Тенденции во франчайзинге дошкольного образования
В первую очередь стоит отметить повышение требований к первокласснику: к школе он уже должен уметь читать, считать в пределах двадцати, владеть знаниями об окружающем мире. Таким образом, на детские сады накладывается дополнительная ответственность за подготовку детей к школе. Однако, не все муниципальные детские сады могут справиться с этой задачей.
Кроме того, пандемия 2020 года также внесла коррективы в систему дошкольного образования в целом.
Тенденция 1. Внедрение возможности дистанционного обучения с помощью новых технологий, онлайн-платформ. Вместе с этим появилась потребность в повышении квалификации воспитателей по части дистанционного образования.
Тенденция 2. Свобода выбора в формате обучения. Сейчас большинство делают упор не просто на возможности дать ребенку базовые знания, но и выбрать для него дополнительное направление обучения. Например, сейчас в тренде билингвальные детские сады, обучающие детей двум языкам (кстати, не все родители в качестве второго языка выбирают английский). Так, в сети «Космо Кидс» предусмотрено развитие детей в таких направлениях как интеллектуальное, физическое, творческое, языковое, социальное развитие. На базе детских садов детям преподают английский и китайский языки. В данной сети также работают авторские студии для изучения астрономии, экологии и авторская студия мюзикла.
Тенденция 3. Индивидуальный подход к ребёнку. В некоторых частных детских садах предусмотрена индивидуальная карта развития ребенка с учетом его навыков, способностей и пожеланий. Так, например, в «Космо Кидс» в качестве образовательной программы используется авторская образовательная программа «Космическое образование» Мальцевой Ирины Владимировны с картами индивидуального маршрута развития для каждого ребёнка.
Тенденция 4. Мультиформатность. В целях доступности дополнительного образования на базе частного сада открывают дополнительный детский центр. Так, детский сад занимается воспитанием и даёт общее дошкольное образование, а детский центр берёт на себя обучение по дополнительным дисциплинам.
Тенденция 5. Новый подход к подбору персонала. В современных детских садах воспитатель — это не столько авторитет, сколько наставник и друг для ребёнка. Так, при формировании педагогического состава смотрят не только на образование, но и умение найти подход к каждому ребенку.
Тенденция 6. Объединение бизнеса и социально-важной миссии. Франшиза детского сада для предпринимателя — не просто бизнес, а выполнение социально-важной миссии. С приходом таких понятий КСО и ESG все больше предпринимателей задумываются, какую пользу приносит их дело обществу. Открытие детского сада решает сразу несколько социальных проблем: нехватка мест в дошкольных учреждениях, обеспечение рабочих мест, улучшение качества образования за счет индивидуального подхода к ребенку, а также воспитания будущего поколения.
Прогнозы в сфере франчайзинга дошкольного образования
Учитывая то, что сейчас семьи могут расходовать материнский капитал на частные детские сады, зарегистрированные как ИП, то ниша дошкольного образования станет ещё более популярной у франчайзеров.
Вероятно, что в скором времени мы увидим новых игроков на рынке. Однако, это никак не приведет к перенасыщенности франшизами детского образования, поскольку нынешняя ситуация подтверждает острую нехватку мест в детских садах, а различные льготы от государства приведут к увеличению рождаемости.
Кроме того, сейчас будут выигрывать франшизы, где детский сад имеет лицензию, поскольку и государство наиболее лояльно именно к таким учреждениям, а уровень доверия родителей также напрямую зависит от наличия этого документа.
Ответить