Франшиза Старбакс считается надежным вариантом, чтобы начать собственный бизнес с нуля. Известная сеть кофеен уже не первый год пользуется спросом как среди клиентов, так и у самих предпринимателей, удачно функционируя почти в 73 странах мира. Но из-за своей популярности сотрудничество с упомянутым брендом упирается во множество строгих требований, которые стоит взять на заметку.
Франшиза Starbucks
Начиная с 1996 г. компания вышла на международный уровень. Первая заграничная кофейня была открыта в Японии, а сейчас подобных заведений насчитывается около 22,5 тыс. точек в больших городах. Причем сама политика сотрудничества не предполагает понятия «франшиза». Как такового термина «франшиза Старбакс» не существует.
Американской организации подчинено почти 30% кофеен, а другие действуют на основе лицензии. Но даже несмотря на различный формат бизнеса, кофейни Старбакс придерживаются высокого качества при изготовлении напитков и поддержания уютной атмосферы. Специально для иностранных посетителей ассортимент был расширен: стандартное меню дополнили круассанами, сладкой выпечкой и сэндвичами.
Руководители марки Starbucks изучают любое предложение в индивидуальном порядке.
В американских и европейских кругах компания продвигается путем покупки других сетей (в форме совместных предприятий). Но инвесторы также имеют право открыть кофейню, только на жестких условиях лицензионного соглашения. Продажа официальной франшизы — это единичные случаи, а покупателями были известные люди. Поэтому ИП просто заключают договор на эксплуатацию имени бренда, закупку оборудования, передачу секретов технологий и размер ежемесячного взноса.
Развитие компании
Первое кафе Старбакс основано в 1971 г. в Сиэтле, когда учителя Дж. Болдуин и З. Зигал, а также писатель Г. Боукер решили открыть небольшую кофейню. Каждый из основателей вложил 1350 долларов, и дополнительно взяли в кредит еще 5 тыс. долл. История развития компании продолжилась уже в студенческом городке в 1982 г, когда была открыта уже вторая точка. Тогда авторы идеи заодно наняли опытного предпринимателя Г. Шульца.
Новый помощник предложил продавать готовый кофе в чашках навынос, но столь креативную на то время идею основатели не поддержали. Только Шульц был уверен в своей затее и через 3 года самостоятельно запустил собственный проект (кофейню il Giornale), а потом вовсе выкупил Starbucks за 4 млн долл. Столь стремительный взлет на примере Старбакс — история истинного успеха. Теперь кофейня с логотипом сирены превратилась в крупнейшую сеть и с каждым годом продолжает расширяться.
Преимущества и недостатки франшизы
Схема сотрудничества от крупнейшей кофейни имеет свои плюсы и минусы. Поскольку международная компания считается безусловным лидером среди заведений аналогичного типа, то отличается и наработанной репутацией. Решившись стать частью данного бренда, предприниматель автоматически получает немало бонусов:
- громкое имя, о котором слышали в каждом уголке мира (это служит дополнительной гарантией большого потока клиентов, что сильно сокращает затраты на рекламные мероприятия);
- готовое меню (наработанный и проверенный годами ассортимент обещает неиссякаемый спрос, независимо от вкусового разнообразия. а все рецепты сразу попадают в распоряжение нового хозяина);
- обучение персонала (в виде консультаций — не нужно разрабатывать собственную тактику, просто стоит соответствовать заданным требованиям и атмосфере заведения).
Но необходимо учесть и проблемные изъяны, с которыми предприниматели обязательно пересекутся при сотрудничестве со Starbucks:
- высокая цена (для оформления имеющегося в распоряжении помещения, согласно запросам владельцев бренда, потребуется от 2300 долл. за каждый квадратный метр, включая стоимость лицензии);
- жесткие условия (почти на всех этапах существуют ограничения по договору, поэтому не будет места для самостоятельности и фантазии — придется строго дублировать готовый план);
- выборочное одобрение партнеров (при немалом количестве заявок предпочтение отдается клиентам, которые уже сумели на практике доказать деловую хватку и показать талант к продвижению).
Изучая возможность открытия точки в других странах мира, владельцы чаще выбирают населенные пункты с высоким уровнем благосостояния (из-за завышенных цен самой продукции), поэтому планировать запуск кофейни стоит лишь в крупном городе, в людном месте.
Сколько стоит франшиза Старбакс
Для франшизы Старбакс цена не выводится ни в одном официальном источнике. Из-за отсутствия четких критериев отбора кандидатов сложно делать выводы о ценовой политике и пороге вхождения. Но стартовые инвестиции все равно нужны большие (не менее 2,5 тыс. долл. США на обустройство 1 кв. м. заведения), включая:
- строительные работы и ремонт — 35%;
- необходимое оборудование бренда — 25%;
- мебель и дизайн помещений — 20%;
- закупка продуктов и аксессуаров — 10%;
- обучение, зарплата персонала и прочие расходы — 10%.
Если провести предварительный подсчет, то итоговый объем первоначальных вложений во франшизу составит 150-180 тыс. долл. Но для каждого предпринимателя итоговая стоимость в 2018-2019 гг. будет индивидуальная. К каждому будущему партнеру у корпорации Starbucks имеется отдельный подход, поэтому размер паушального взноса и роялти не оглашаются.
Порядок действий покупки франшизы Starbucks
Чтобы заявить о своем желании сотрудничать с сетью кофеен, для начала стоит посетить официальный сайт компании и изучить вкладку «Обращение»:
- Необходимо выбрать раздел «Contact Us», перейти в пункт «Company Information», найти поле «Choose a general topic». Дальше стоит переключиться в «Franchising», где в окне можно описать свое предложение.
- Следует подробно раскрыть собственное видение будущего сотрудничества со Starbucks. Чем большее число фактов, финансовых гарантий и репутации будет упомянуто, тем выше шансы на положительный итог рассмотрения заявки на получение франшизы.
- Отдельно советуют сделать акцент на предыдущий опыт сотрудничества с кем-либо в общественном питании (если таковой имеется). Этот пункт станет дополнительным плюсом.
- Непременно укажите все допустимые варианты связи (действующие номера телефонов, email или ссылки на профили в соцсетях).
- Обязательный пункт сотрудничества с компанией — подписать согласие на максимальное соответствие технологиям и непрерывный контроль со стороны корпорации. При оформлении обращения это условие выражено в отдельной графе, напротив которой следует поставить отметку.
Электронная переписка совершается строго на английском языке, придерживаясь классических правил документооборота. Чтобы представители известной сети точно заинтересовались, укажите размер выделенного бюджета на открытие кофейни и покажите готовность выслушать встречное предложение.
Условия франшизы
При открытии новой компании действует индивидуальная политика отбора кандидатов для сотрудничества с брендом. Чтобы сотрудничество в будущем оказалось выгодным вложением денег и принесло немало прибыли, придется придерживаться жестких условий:
- наличие стартового капитала (Старбакс относится к дорогим проектам и есть немало желающих конкурентов, поэтому наличие финансовой подушки у бизнесменов должно быть подтверждено документально);
- заведение кофейни обязано располагаться в выгодном месте (возле метро, ТРЦ или бизнес-центров), чтобы автоматически обеспечить поток клиентов;
- план проекта франчайзинга должен удивить американских представителей своей незаурядностью и креативом, поэтому придется заранее продумать каждую мелочь, не выходя за рамки стиля бренда;
- нужно иметь чистую репутацию в деловых кругах и быть известным (дополнительным плюсом будет наличие опыта в смежных отраслях или аналогичных удачных проектов).
Интернациональное сотрудничество тесно взаимосвязано с регионом, поэтому отдельные пункты могут меняться.
Чтобы получить франшизу, нужно выполнить все условия: только тогда предприниматель может рассчитывать на сотрудничество с компанией.
Требования к помещению
Отыскать хорошее помещение, площадью как минимум 60 кв. м в городе — не единственные запросы к будущей точке. Непременно стоит учитывать и другие специфичные параметры компании:
- главное требование Starbucks франшизы — правильное размещение входных дверей (они должны быть расположены с южной стороны или востока, чтобы каждый клиент имел возможность наслаждаться лучами солнца и не быть ослепленным);
- даже при наличии территории, которая характерна свежим и оригинальным ремонтом, а также чистотой, придется откорректировать ее визуальную подачу (снести или отремонтировать повторно, чтобы финальный вариант интерьера был соблюден в фирменных оттенках);
- выбор музыки, которая создает фон для простых бесед и общения, тоже не придется думать (владелец бренда подскажет подходящие композиции, которые могут звучать в помещении — этот момент обсуждается без права отказа).
Смысл подобных требований — желание компании гарантировать посетителям в каждой точке возможность отдохнуть в непринужденной и приятной обстановке, при этом наблюдая подходящее качество продаваемого кофе и смежных продуктов.
Особенности открытия кофейни
Желание открыть собственную кофейню, пусть и на основе уже известного бренда, неизменно упирается в необходимость разработать бизнес-план (как минимум на 5 лет). Согласно ему, создание заведения с нуля всегда включает такие важные этапы, как:
- Определение концепции. Меню, которое сосредоточено лишь на кофейных напитках, или еще и десертах. Ставка на перекус в кафе или акцент на услуге «кофе навынос». Подобные сценарии напрямую будут влиять на ценовую политику.
- Оформление необходимых документов. Запускать собственный бизнес следует с выбора организационной формы деятельности: чаще всего это ИП или ООО. Помимо регистрации, нужно подготовить бумаги для последующих этапов — все должно быть законно и официально.
- Найти помещение, подобрать мебель и закупить оборудование. Все элементы дизайна должны соответствовать общей концепции. Придерживаясь единого стиля, важно позаботиться о комфорте и провести ремонт не только экономно, но и качественно.
- Наем и обучение персонала. От сотрудников кофейни зависит многое. Придется наладить отношения с поставщиками полуфабрикатов и готовой продукции, найти опытных бариста, поваров и технологов. Несмотря на профессиональную поддержку бренда, поиск людей ложится на самого владельца точки.
Среди всех кофеен Starbucks считается брендом, поэтому немного выходит за рамки стандартного проекта. Почти 80% идей и теоретической базы предоставит сама компания, но лишь от удачной реализации зависит успех задумки.
Когда окупится заведение
Обязательно нужно знать всем желающим открыть кофейню срок, в течение которого им вернется столь большой стартовый капитал. Но точного периода окупаемости, который стоит переждать, не существует, поскольку этот факт зависит от сочетания персональных особенностей: типов городов, вкусов населения и их платежеспособности, рекламы и прочих экономических показателей. Иногда времени на полноценную окупаемость необходимо больше, чем планировалось изначально.
Не менее важным фактором считается соответствие профессиональных навыков нанятого персонала заведения и коллектива запутанным запросам владельца бренда. Первоначальный уровень их опыта и умение удовлетворять желания клиентов нередко играют ведущую роль. Количество конкурентов на отечественном и зарубежном рынках быстрого питания увеличивается ежегодно, а качество обслуживания приобретает все большее значение.
Приблизительный срок окупаемости компании Старбакс составляет минимум 2 года.
Хотя иностранные учредители убеждены, что популярный лейбл и грамотное руководство позволят получать хорошую прибыль гораздо быстрее.
Развитие Старбакса в России
Взаимоотношения известной компании с РФ началось крайне запутанно, с конфликтной ситуации. В 2004 г. первое заведение открыли незаконно — появился одноименный фейк ООО «Старбакс», который не имел никакого отношения к зарубежному аналогу. Официальные представители Starbucks Corporation судились и добились закрытия двойника. Но на этом развитие Старбакса в России не закончилось.
На законных основаниях на российский рынок франшиза пришла только в 2007 году. Первое заведение появилось сначала в Химках, а затем и столице. Развитие бренда постепенно набирало обороты, и теперь на территории РФ существует более 100 кофеен сети — все они находятся в крупных областных городах.
Подобный тип продажи кофе с первых попыток понравилась россиянам: франшизу Старбакс в Россииполюбили за фирменную традицию писать имена клиентов на стаканчиках при заказе.
Поэтому в последующие годы аналогичные кафе были запущены не только в мегаполисах, но и Ростове-на-Дону, Ярославле, Тюмени, Краснодаре и даже не менее крупных городах — Сочи и Екатеринбург.
Заключение
Франшиза кофейни Старбакс — это отличный шанс вложить финансы в стабильную компанию и взамен получить в свое распоряжение поддержку предприятия, которое давно пользуется спросом. Сотрудничество с мировым брендом позволит избежать немало препятствий на старте. Но заключить договор с фирмой — задача не из легких: они выдвигают сложные требования.
Ответить