Исследование рынка франчайзинга

Франшиза — удобный вариант ведения бизнеса при минимальном вложении капитала. Не нужно придумывать идею, развивать бренд и проводить маркетинговые исследования. Но при видимом удобстве перед покупкой такого бизнеса нужно провести анализ рынка франчайзинга и выяснить, насколько выбранная отрасль будет востребована.

Особенности рынка франчайзинга

История

Историю франчайзинга начал американец Исаак Меррит Зингер, владелец компании, производящей и обслуживающей швейное оборудование. Вместе со своим партнером Эдвардом Кларком в 1851 г. Зингер основал группу компаний «Объединение швейных машин». Коммерческие организации, являвшиеся участниками объединения, имели право на распространение товаров под лейблом Zinger.

Бизнес-идея принесла своему основателю большое преимущество перед существующими в то время корпорациями, выпускающими швейное оборудование, и помогла увеличить прибыль.

Находку Зингера оценили его потомки, и спустя десятилетия, в 1898 г., опыт изобретателя переняла корпорация «Дженерал моторс», предложившая дилерство своим партнерам. В то время компания не имела капитала для развития розничной торговли, поэтому была вынуждена обращаться к посредникам за помощью. Предложение приняли не только автосалоны и фирмы, которые специализировались на этой отрасли, но и магазины велосипедов. Затем дилерскую систему работы позаимствовали другие крупные производители транспортных средств.

В том виде, в котором его знают сейчас, франчайзинг зародился только в 20-х гг. прошлого столетия. Оптовые поставщики рассылали предложения независимым розничным торговцам, чтобы те работали под их торговыми наименованиями. Стремительный рост экономики привел к увеличению потребительского спроса в Америке, что вынуждало производителей развивать дистрибьюторские сети. В трудные для США 30-е гг. прошлого века франшизами воспользовались нефтеперерабатывающие фирмы, что привело к возникновению автозаправок, находящихся во владении независимых бизнесменов.

В послевоенный период в стране грянул бум франшиз, а уже к 1970 г. объем рынка составил 27% всех розничных продаж, что в денежном эквиваленте составляло более 100 млрд долларов. Спустя 20 лет масштабы увеличились в 7 раз.

Как фактор поддержки малого бизнеса франчайзинг стал популярен среди начинающих предпринимателей благодаря минимальным вложениям и короткому сроку окупаемости.

Виды и функции франшиз

Франшизы делятся по характеру взаимоотношений партнеров и видам деятельности. В первом случае выделяют такие франшизы:

  • классическую;
  • свободную;
  • под ключ;
  • в аренду;
  • мастер-франшизу;
  • корпоративную;
  • импортозамещающую;
  • банковскую.
Виды франшиз по характеру взаимоотношений
Виды франшиз по характеру взаимоотношений партнеров.

Классическая франшиза, которую иначе называют стандартной, встречается часто. Вносится разовый платеж за приобретение бизнес-модели с последующими ежемесячными отчислениями роялти. Владелец франшизы на протяжении сотрудничества контролирует работу франчайзи: организуется регулярная проверка торговой точки на предмет соответствия установленным стандартам. Такой вариант сотрудничества удобен молодым предпринимателям, не имеющим опыта в бизнесе.

Свободная франшиза предоставляет предпринимателю больше независимости. Предусмотрены незначительный паушальный взнос и роялти. Франчайзи имеет право принимать самостоятельные решения. Владелец торговой марки не осуществляет жесткий контроль, при этом предприниматель получает бесплатные консультации и обучение, на законном основании использует бренд и закупает товар с большой скидкой.

Франшиза под ключ, она же серебряная, подразумевает покупку бизнеса за оговоренную сторонами сумму. Компания-франчайзер открывает филиал под своим брендом и реализует его. Единственное, на что претендует владелец торговой марки, — процент от будущей прибыли. В работу самого предприятия он не вмешивается.

Франшиза в аренду похожа на предыдущую. Владелец марки тоже открывает филиал, но при этом не продает его, а назначает человека, который будет управлять работой в новой организации в соответствии с концепцией компании. Выгода франчайзи — процент от прибыли.

Мастер-франшизу называют золотой. Предприниматель выкупает у франчайзера право работать под именем его компании в своем регионе (городе). Бизнесмен может быть уверен, что это право единолично и больше никто не сможет открывать магазины под тем же брендом. Франчайзи вправе принимать самостоятельные решения об открытии новых филиалов на подконтрольной территории и может передавать бизнес субфранчайзи.

В корпоративной франшизе всеми активами управляет владелец торговой марки. Он же устанавливает жесткий контроль за ведением бизнеса. Франчайзи не может принимать самостоятельные решения и совершать действия без предварительного согласования с франчайзером. Предпринимателю также запрещается в одностороннем порядке расторгать договор и открывать на той же территории аналогичную фирму.

Импортозамещающая франшиза подразумевает заимствование идеи бизнеса с последующим переименованием. Например, это производство популярной продукции под новым названием.

Банковская франшиза позволяет открывать филиалы кредитных организаций под уже знакомыми названиями. Но в России банки редко предлагают такое сотрудничество.

По видам деятельности франшиза бывает:

  1. Торговая. Франчайзер предоставляет покупателю право на использование своего бренда, обучает его правилам продажи и передает сам товар для реализации. На протяжении всего сотрудничества владелец марки оказывает необходимую поддержку франчайзи. Предоставляется все необходимое для ведения предпринимательской деятельности. Такой бизнес часто выходит на окупаемость уже после 3 месяцев.
  2. Сервисная. Тип сотрудничества, при котором франчайзи приходится работать по схеме, предоставленной владельцем торговой марки. Поскольку процесс достаточно сложен, франшиза не получила широкого распространения.
  3. Производственная. Франчайзи перенимает все правила производства продукции, которые использует франчайзер. Маркетинговая стратегия и корпоративный стиль полностью копируются.
  4. Смешанная. В ней сочетаются все виды франшиз. Пример такого сотрудничества: производство косметических средств по заранее предоставленным технологиям с последующей продажей товаров в фирменном магазине.
Виды франшиз 

 

Франшизы по видам деятельности.

Плюсы и минусы франшизы

К плюсам франшизы относят:

  1. Знакомый бренд. Выход на рынок осуществляется под уже знакомой людям маркой, которая завоевала доверие потребителей.
  2. Скорость раскрутки. Если население знает о продукции компании, то хорошую выручку можно получать уже с первого дня открытия.
  3. Поддержку франчайзера. Не нужно тратить годы на то, чтобы приобретать навыки в продаже товаров и освоении бизнеса. Владелец марки заинтересован в реализации продукции, поэтому он организовывает обучение персонала и рассказывает о нюансах работы в данной сфере. Франчайзи всегда может обратиться к франчайзеру за помощью и поддержкой.
  4. Небольшие затраты на рекламу. Хозяин бренда поможет в организации эффективной рекламной кампании.
  5. Минимальные риски. Начинающему предпринимателю предоставляется все для продуктивного старта. Никто не может гарантировать отсутствие убытков, но в случае с франшизой эти шансы минимальны.
Плюсы франшиз 

 

Преимущества франчайзинга. 

Среди минусов отмечают:

  1. Отсутствие свободного пространства. Ограничения, наложенные на предпринимателя, не позволяют внедрять новые идеи, если на то не согласен франчайзер.
  2. Отсутствие выбора поставщиков. Часто в условиях договора прописывается, что предприниматель не может ничем торговать, кроме товаров франчайзера.
  3. Давление со стороны владельца бренда. Некоторые франчайзеры устанавливают жесткий контроль за своими франчайзи, выдвигая такие условия, что предприниматель вынужден работать в режиме 24/7.
  4. Стоимость франшизы. Не все предложения на рынке доступны для большинства начинающих бизнесменов.
  5. Отсутствие креатива. Все шаги нужно согласовывать с владельцем компании.

Анализ развития рынка в России

Развитие франчайзинга в Российской Федерации несильно отличается от мировых тенденций. Согласно официальной статистике РАФ (Российской ассоциации франчайзинга), ежегодный прирост в этом направлении составляет не меньше 15%. Свою лепту в его популяризацию внес кризис 2014 г., когда люди начали активно искать новые источники дохода.

По состоянию на 2018 г. количество брендов, работающих по системе франчайзинга, в России составляло 1450, а количество франчайзи — 50000. По оценке РАФ, объем рынка с учетом «серых» компаний оценивается в 350-500 млн долларов. Сумма крупная, но до уровня США, прародителя системы, еще далеко.

Большей популярностью в РФ пользуется направление розничной торговли: на эту область приходится почти половина всего оборота франшиз. Второе место занимает бытовое обслуживание, на третьей позиции находится сфера общепита:

  • непродовольственная розница — 43%;
  • услуги для населения — 23%;
  • сфера общественного питания — 14%;
  • услуги для бизнеса — 7%;
  • продовольственная розница — 4%;
  • производство — 3%;
  • СМИ, интернет — 3%;
  • другое — 3%.

По данным аналитиков, в ближайшем будущем развитие франчайзинга ожидается в сферах одежды, гостиничного бизнеса, информационных технологий, спорта и здоровья, туризма. Доля организаций сферы услуг, работающих по договору франшизы, составляет около 20%, и этот показатель ежегодно растет. Дорогой, но прибыльный вид франшиз связан с предприятиями общепита. Открытие такой франшизы в среднем обходится предпринимателям в 10-15 млн руб., а выручка с одной точки составляет от 30 млн руб.

Прогноз развития франчайзинга 

 

Развитие франчайзинга на примере США и России 2009-2020 гг.

Информационный бизнес, несмотря на высокий спрос, мало распространен. Хорошие перспективы у франчайзинговых компаний, реализующих услуги и товары народного потребления, а также работающих в области интернет-торговли.

Несколько лучших российских антикризисных франшиз

Компания Сфера Взнос
(тыс. руб.)
Роялти Инвестиции
(млн руб.)
Помещение
(кв. м)
Ежемесячная
прибыль
(тыс. руб.)
Срок
окупаемости
(мес.)
Fix Price Розничная торговля 300 4% 4000 250 350 12
Лаборатория «Гемотест» Здоровье 150 1,18% 1500 50 150 14
33 пингвина Общественное питание 370 Отсутствует 1500 6 300 6
Burger Club Общественное питание Отсутствует 2% 3000 70 300 7
Кладовая здоровья Здоровье 70 Отсутствует 1230 40 100 9
Экспедиция Розничная торговля (подарки) 50 Отсутствует 0,515 4 200 3
Jenavi Розничная торговля (бижутерия) Отсутствует Отсутствует 0,450 4 250 2
Джелато Шоколато Общественное питание 100 Отсутствует 0,350 10 140 4
Bingo Boom Развлечения Отсутствует 15% 3500 80 400 6
Ле’Муррр Розничная торговля (товары для животных) 90 Отсутствует 0,700 15 100 8
Научное шоу «Открывашка» Организация детских праздников 200 10000 0,05 10 250 1
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector