Франшиза — удобный вариант ведения бизнеса при минимальном вложении капитала. Не нужно придумывать идею, развивать бренд и проводить маркетинговые исследования. Но при видимом удобстве перед покупкой такого бизнеса нужно провести анализ рынка франчайзинга и выяснить, насколько выбранная отрасль будет востребована.
Особенности рынка франчайзинга
История
Историю франчайзинга начал американец Исаак Меррит Зингер, владелец компании, производящей и обслуживающей швейное оборудование. Вместе со своим партнером Эдвардом Кларком в 1851 г. Зингер основал группу компаний «Объединение швейных машин». Коммерческие организации, являвшиеся участниками объединения, имели право на распространение товаров под лейблом Zinger.
Бизнес-идея принесла своему основателю большое преимущество перед существующими в то время корпорациями, выпускающими швейное оборудование, и помогла увеличить прибыль.
Находку Зингера оценили его потомки, и спустя десятилетия, в 1898 г., опыт изобретателя переняла корпорация «Дженерал моторс», предложившая дилерство своим партнерам. В то время компания не имела капитала для развития розничной торговли, поэтому была вынуждена обращаться к посредникам за помощью. Предложение приняли не только автосалоны и фирмы, которые специализировались на этой отрасли, но и магазины велосипедов. Затем дилерскую систему работы позаимствовали другие крупные производители транспортных средств.
В том виде, в котором его знают сейчас, франчайзинг зародился только в 20-х гг. прошлого столетия. Оптовые поставщики рассылали предложения независимым розничным торговцам, чтобы те работали под их торговыми наименованиями. Стремительный рост экономики привел к увеличению потребительского спроса в Америке, что вынуждало производителей развивать дистрибьюторские сети. В трудные для США 30-е гг. прошлого века франшизами воспользовались нефтеперерабатывающие фирмы, что привело к возникновению автозаправок, находящихся во владении независимых бизнесменов.
В послевоенный период в стране грянул бум франшиз, а уже к 1970 г. объем рынка составил 27% всех розничных продаж, что в денежном эквиваленте составляло более 100 млрд долларов. Спустя 20 лет масштабы увеличились в 7 раз.
Как фактор поддержки малого бизнеса франчайзинг стал популярен среди начинающих предпринимателей благодаря минимальным вложениям и короткому сроку окупаемости.
Виды и функции франшиз
Франшизы делятся по характеру взаимоотношений партнеров и видам деятельности. В первом случае выделяют такие франшизы:
- классическую;
- свободную;
- под ключ;
- в аренду;
- мастер-франшизу;
- корпоративную;
- импортозамещающую;
- банковскую.
Классическая франшиза, которую иначе называют стандартной, встречается часто. Вносится разовый платеж за приобретение бизнес-модели с последующими ежемесячными отчислениями роялти. Владелец франшизы на протяжении сотрудничества контролирует работу франчайзи: организуется регулярная проверка торговой точки на предмет соответствия установленным стандартам. Такой вариант сотрудничества удобен молодым предпринимателям, не имеющим опыта в бизнесе.
Свободная франшиза предоставляет предпринимателю больше независимости. Предусмотрены незначительный паушальный взнос и роялти. Франчайзи имеет право принимать самостоятельные решения. Владелец торговой марки не осуществляет жесткий контроль, при этом предприниматель получает бесплатные консультации и обучение, на законном основании использует бренд и закупает товар с большой скидкой.
Франшиза под ключ, она же серебряная, подразумевает покупку бизнеса за оговоренную сторонами сумму. Компания-франчайзер открывает филиал под своим брендом и реализует его. Единственное, на что претендует владелец торговой марки, — процент от будущей прибыли. В работу самого предприятия он не вмешивается.
Франшиза в аренду похожа на предыдущую. Владелец марки тоже открывает филиал, но при этом не продает его, а назначает человека, который будет управлять работой в новой организации в соответствии с концепцией компании. Выгода франчайзи — процент от прибыли.
Мастер-франшизу называют золотой. Предприниматель выкупает у франчайзера право работать под именем его компании в своем регионе (городе). Бизнесмен может быть уверен, что это право единолично и больше никто не сможет открывать магазины под тем же брендом. Франчайзи вправе принимать самостоятельные решения об открытии новых филиалов на подконтрольной территории и может передавать бизнес субфранчайзи.
В корпоративной франшизе всеми активами управляет владелец торговой марки. Он же устанавливает жесткий контроль за ведением бизнеса. Франчайзи не может принимать самостоятельные решения и совершать действия без предварительного согласования с франчайзером. Предпринимателю также запрещается в одностороннем порядке расторгать договор и открывать на той же территории аналогичную фирму.
Импортозамещающая франшиза подразумевает заимствование идеи бизнеса с последующим переименованием. Например, это производство популярной продукции под новым названием.
Банковская франшиза позволяет открывать филиалы кредитных организаций под уже знакомыми названиями. Но в России банки редко предлагают такое сотрудничество.
По видам деятельности франшиза бывает:
- Торговая. Франчайзер предоставляет покупателю право на использование своего бренда, обучает его правилам продажи и передает сам товар для реализации. На протяжении всего сотрудничества владелец марки оказывает необходимую поддержку франчайзи. Предоставляется все необходимое для ведения предпринимательской деятельности. Такой бизнес часто выходит на окупаемость уже после 3 месяцев.
- Сервисная. Тип сотрудничества, при котором франчайзи приходится работать по схеме, предоставленной владельцем торговой марки. Поскольку процесс достаточно сложен, франшиза не получила широкого распространения.
- Производственная. Франчайзи перенимает все правила производства продукции, которые использует франчайзер. Маркетинговая стратегия и корпоративный стиль полностью копируются.
- Смешанная. В ней сочетаются все виды франшиз. Пример такого сотрудничества: производство косметических средств по заранее предоставленным технологиям с последующей продажей товаров в фирменном магазине.
Плюсы и минусы франшизы
К плюсам франшизы относят:
- Знакомый бренд. Выход на рынок осуществляется под уже знакомой людям маркой, которая завоевала доверие потребителей.
- Скорость раскрутки. Если население знает о продукции компании, то хорошую выручку можно получать уже с первого дня открытия.
- Поддержку франчайзера. Не нужно тратить годы на то, чтобы приобретать навыки в продаже товаров и освоении бизнеса. Владелец марки заинтересован в реализации продукции, поэтому он организовывает обучение персонала и рассказывает о нюансах работы в данной сфере. Франчайзи всегда может обратиться к франчайзеру за помощью и поддержкой.
- Небольшие затраты на рекламу. Хозяин бренда поможет в организации эффективной рекламной кампании.
- Минимальные риски. Начинающему предпринимателю предоставляется все для продуктивного старта. Никто не может гарантировать отсутствие убытков, но в случае с франшизой эти шансы минимальны.
Среди минусов отмечают:
- Отсутствие свободного пространства. Ограничения, наложенные на предпринимателя, не позволяют внедрять новые идеи, если на то не согласен франчайзер.
- Отсутствие выбора поставщиков. Часто в условиях договора прописывается, что предприниматель не может ничем торговать, кроме товаров франчайзера.
- Давление со стороны владельца бренда. Некоторые франчайзеры устанавливают жесткий контроль за своими франчайзи, выдвигая такие условия, что предприниматель вынужден работать в режиме 24/7.
- Стоимость франшизы. Не все предложения на рынке доступны для большинства начинающих бизнесменов.
- Отсутствие креатива. Все шаги нужно согласовывать с владельцем компании.
Анализ развития рынка в России
Развитие франчайзинга в Российской Федерации несильно отличается от мировых тенденций. Согласно официальной статистике РАФ (Российской ассоциации франчайзинга), ежегодный прирост в этом направлении составляет не меньше 15%. Свою лепту в его популяризацию внес кризис 2014 г., когда люди начали активно искать новые источники дохода.
По состоянию на 2018 г. количество брендов, работающих по системе франчайзинга, в России составляло 1450, а количество франчайзи — 50000. По оценке РАФ, объем рынка с учетом «серых» компаний оценивается в 350-500 млн долларов. Сумма крупная, но до уровня США, прародителя системы, еще далеко.
Большей популярностью в РФ пользуется направление розничной торговли: на эту область приходится почти половина всего оборота франшиз. Второе место занимает бытовое обслуживание, на третьей позиции находится сфера общепита:
- непродовольственная розница — 43%;
- услуги для населения — 23%;
- сфера общественного питания — 14%;
- услуги для бизнеса — 7%;
- продовольственная розница — 4%;
- производство — 3%;
- СМИ, интернет — 3%;
- другое — 3%.
По данным аналитиков, в ближайшем будущем развитие франчайзинга ожидается в сферах одежды, гостиничного бизнеса, информационных технологий, спорта и здоровья, туризма. Доля организаций сферы услуг, работающих по договору франшизы, составляет около 20%, и этот показатель ежегодно растет. Дорогой, но прибыльный вид франшиз связан с предприятиями общепита. Открытие такой франшизы в среднем обходится предпринимателям в 10-15 млн руб., а выручка с одной точки составляет от 30 млн руб.
Информационный бизнес, несмотря на высокий спрос, мало распространен. Хорошие перспективы у франчайзинговых компаний, реализующих услуги и товары народного потребления, а также работающих в области интернет-торговли.
Несколько лучших российских антикризисных франшиз
Компания | Сфера | Взнос (тыс. руб.) | Роялти | Инвестиции (млн руб.) | Помещение (кв. м) | Ежемесячная прибыль (тыс. руб.) | Срок окупаемости (мес.) |
Fix Price | Розничная торговля | 300 | 4% | 4000 | 250 | 350 | 12 |
Лаборатория «Гемотест» | Здоровье | 150 | 1,18% | 1500 | 50 | 150 | 14 |
33 пингвина | Общественное питание | 370 | Отсутствует | 1500 | 6 | 300 | 6 |
Burger Club | Общественное питание | Отсутствует | 2% | 3000 | 70 | 300 | 7 |
Кладовая здоровья | Здоровье | 70 | Отсутствует | 1230 | 40 | 100 | 9 |
Экспедиция | Розничная торговля (подарки) | 50 | Отсутствует | 0,515 | 4 | 200 | 3 |
Jenavi | Розничная торговля (бижутерия) | Отсутствует | Отсутствует | 0,450 | 4 | 250 | 2 |
Джелато Шоколато | Общественное питание | 100 | Отсутствует | 0,350 | 10 | 140 | 4 |
Bingo Boom | Развлечения | Отсутствует | 15% | 3500 | 80 | 400 | 6 |
Ле’Муррр | Розничная торговля (товары для животных) | 90 | Отсутствует | 0,700 | 15 | 100 | 8 |
Научное шоу «Открывашка» | Организация детских праздников | 200 | 10000 | 0,05 | 10 | 250 | 1 |
Ответить