Как упаковать франшизу самому

Упаковка франшизы

Каждый владелец бизнеса заинтересован, чтобы его предприятие стало еще более прибыльным. Один из форматов увеличения профита от предпринимательской деятельности — это упаковка франшизы. Но прежде чем претендовать на статус бренда, необходимо просчитать, будет ли предлагаемая идея востребована на рынке и окупит ли она затраты, связанные с ее продвижением потенциальным партнерам.

Упаковка франшизы
Упаковка франшизы — длительный процесс, состоящий из множества действий.

Что такое упаковка франшизы

Процедура включает формирование полноценного пакета документов, необходимого для ведения бизнеса «под ключ».

В готовой модели, предназначенной для франчайзи, важно предусмотреть все нюансы, включая экономические показатели, маркетинговую стратегию компании и внешний вид обслуживающего персонала.

Необходимость упаковки

Разрабатывая готовый проект для ведения предпринимательской деятельности, компания преследует 2 цели:

  • получить максимальную прибыль за счет продажи проекта «подключ»;
  • сформировать полноценную структуру предприятий, которая станет основой франчайзинговой сети.

В стремлении к легкой наживе некоторые бизнесмены специально завышают размеры прибыли компании, чтобы поскорее продать франшизу. Коммерческая структура, понимая, что выбранная сфера не такая доходная, как ожидалось, принимает решение о создании бизнес-модели «под ключ». Но эти проекты недолговременны и закрываются в течение 1 года после приобретения.

Собственники компаний, заинтересованные в развитии проекта, стараются поддержать партнеров и оказывают им всестороннюю помощь. Добросовестные бренды понимают, что создание прочной франчайзинговой сети — это залог дополнительной и стабильной прибыли.

Необходимость упаковки
Упаковка поможет получить максимальную прибыль.

Преимущества и недостатки

Отечественный рынок франчайзинга активно развивается.

Указанный формат масштабирования бизнеса позволяет:

  • получать дополнительный профит от продажи готовой модели предпринимательства;
  • повысить показатели капитализации компании (цена активов коммерческой структуры, которая смогла организовать сеть предприятий, увеличивается в несколько раз);
  • развивать сеть представительств и филиалов как на региональном уровне, так и в столичном мегаполисе.

Но процедура создания готовой модели предпринимательства не лишена недостатков. Отношения между франчайзером и его партнерами не отрегулированы на законодательном уровне. Из-за излишнего контроля бренда над бизнес-процессами, происходящими внутри новых предприятий, существенная часть из них закрывается спустя 3 года.

Самостоятельная упаковка или обращение к специалисту

Услуги по созданию предпринимательского проекта «под ключ» — это крупный сегмент рынка информационного бизнеса. Их могут предлагать как посредники-профессионалы, так и специалисты без опыта. Стоимость услуг (за стандартный пакет) варьируется от 200 000 до 500 000 ₽.

Но чтобы разработать готовую идею для партнеров, необязательно привлекать к участию сторонние организации. Компании, которые анализируют варианты того, как упаковать франшизу самостоятельно, могут без посредников разрекламировать коммерческий проект с максимальным эффектом.

Обращение к специалисту
Вы можете обратиться за помощью к специалисту.

Достаточно продумать этапы его разработки и варианты скорейшей адаптации для партнеров.

Создать план франшизы без посредников не получится у тех, кто не желает оказывать помощь компаньонам в построении бизнеса и стремится к легкому обогащению на паушальных взносах.

Как понять, необходима ли бизнесу франшиза

Увеличение показателей рентабельности коммерческого проекта — это некий маркер, который формирует у бизнесменов желание расширять горизонты предпринимательской деятельности.

Но для принятия решения необходимы такие факторы, как:

  • наличие опыта работы компании (более 5 лет);
  • стандартизированность бизнес-процессов;
  • положительная динамика экономических показателей;
  • востребованность услуг и товаров на рынке сбыта.

Перед масштабированием бизнеса предприниматель должен быть готов к дополнительным расходам, связанным с регистрацией товарного знака.

Этапы самостоятельной упаковки франшизы

Создание франшизы — это многоступенчатый процесс. Он предполагает соблюдение последовательности при совершении действий подготовительного, технического и юридического характера.

Аудит бизнес-конкурентов

Чтобы готовый предпринимательский проект оказался безубыточным для партнеров, компании необходимо детально изучить франшизы, анонсируемые конкурентами. Условия сотрудничества должны отличаться от тех, что рекламируют коммерческие структуры, пытающиеся занять лидирующие позиции на рынке. Потребуются «тайные покупатели», которые смогут оценить преимущества конкурентов, а также выяснить причины повышенного спроса на услуги или товары.

Аудит бизнес-конкурентов
Аудит бизнес-конкурентов — важный этап при самостоятельной упаковке франшизы.

Экспертный анализ

Чтобы готовая модель пользовалась спросом, нужно создать документ «для внутреннего пользования». В нем будут зафиксированы потенциальные точки развития компании, позволяющие запускать продажи франчайзинговых программ.

В «Дорожной карте» следует отразить:

  • степень востребованности проекта (после его масштабирования) на региональном уровне;
  • преимущества и недостатки проектов, предлагаемых конкурентами;
  • условия сотрудничества с партнерами;
  • чек-лист с указанием шаблонов для ведения документооборота (заявление, трудовой договор, коммерческое предложение и пр.).

При проведении экспертного анализа специалисты должны экономически обосновать, сколько стоит франчайзинговый пакет. Помимо суммы паушального взноса и роялти сотрудники компании обязаны разработать рекомендации по продвижению концепции в регионах.

Создание команды

Разработка бизнес-проекта «под ключ» требует коллективных усилий. Необходимо привлекать экспертов в сфере финансового планирования, маркетологов, менеджеров по продажам, рекламных агентов. При отсутствии специалистов в штатном расписании придется перепоручать работу другим сотрудникам или привлекать трудовые ресурсы со стороны.

Создание команды
Необходимо привлекать специалистов и рекламных агентов.

Чтобы готовый проект пользовался повышенным спросом у начинающих предпринимателей, следует инвестировать средства в создание отдела, который курировал бы только вопрос упаковки франшизы.

Юридическое оформление

Создавая проект для франчайзи, компания, которая будет продвигать его на рынок, должна подготовить правовую документацию, чтобы:

  • защитить бизнес-процессы (доступ к программному обеспечению, оборудованию и пр.);
  • гарантировать конфиденциальность способов и методов ведения коммерческой деятельности;
  • нивелировать риск нарушения авторского права на услугу или продукт со стороны третьих лиц.

Дополнительно фирма обязана зарегистрировать товарный знак.

Легальная сделка по продаже франшизы подлежит учету в Роспатенте, иначе права на торговую марку или изобретение у ее фактического владельца не возникает.

Многие компании пренебрегают указанной процедурой и рискуют стать участниками судебных слушаний по делам о нарушениях прав интеллектуальной собственности.

В договоре купли-продажи франшизы, который подлежит регистрации в Роспатенте, должны быть детально регламентированы права и обязанности сторон. В документе фиксируются предмет соглашения, сумма сделки, размеры роялти и паушального взноса, включая раздел об ответственности контрагентов в случае неисполнения обязательств.

Юридическое оформление
Юридическое оформление защищает бизнес-процессы.

Сроки открытия

При системном сотрудничестве (составлении инструкций, разработке регламентов, регистрации договора в Федеральной службе по интеллектуальной собственности и пр.) процедура упаковки франшизы длится от 6 до 8 месяцев. Если же компания никогда не занималась аудитом проектов конкурирующих фирм или не практиковала составление экспертного анализа, срок создания бизнеса «под ключ» может затянуться до 1-1,5 лет.

Брендбук для франчайзи

Это документ, в котором фиксируются концепция, миссия (идеология), целевая аудитория (ЦА) компании-бренда. Дополнительно в нем указываются логотип коммерческой структуры, цветовая гамма, шрифты, которые она использует, а также правила оформления документации, советы по размещению рекламы. Брендбук повышает узнаваемость бренда и стандартизирует процесс использования элементов фирменного стиля.

Формирование пакета и разработка предложения

Результаты подготовительных, организационных и юридических мероприятий по упаковке франшизы должны быть оформлены документально и предложены партнеру.

Разработка предложения
Предложение должно быть представлено партнеру.

В стандартный пакет входят:

  • обучающие программы для персонала;
  • юридическая поддержка;
  • маркетинговая концепция;
  • разработка дизайн-проекта;
  • рекламные материалы;
  • помощь в аренде помещения.

После создания франчайзингового пакета следует предложение о сотрудничестве.

Партнеры покупают право торговать брендовым товаром и могут рассчитывать на содействие в развитии бизнеса.

Регистрация торговой марки

Игнорирование указанной процедуры снижает инвестиционную привлекательность франшизы. Чтобы получить регистрационное свидетельство, компания обращается в Роспатент с пакетом бумаг. За выдачу документа придется заплатить от 30 000 до 35 000 ₽, с учетом расходов на государственную пошлину.

Лендинг пейдж

Создание «посадочной страницы» направлено на привлечение франчайзи. Одностраничный сайт содержит сжатую информацию о преимуществах коммерческого проекта.

Лендинг пейдж
Создание одностраничного сайта привлекает франчайзи.

Разработка маркетинговой стратегии

Чтобы франшиза отличалась от проектов конкурирующих структур, необходимо проанализировать сегменты ЦА и подготовить уникальное торговое предложение. Дополнительно следует продумать презентацию бизнес-модели и наметить регионы, в которых она будет реализовываться.

Продажа готовой франшизы

После совершения первой сделки компания-бренд должна оказывать всестороннюю помощь и поддержку партнеру в развитии проекта. Тот должен быть готов доработать упаковку франшизы в случае снижения инвестиционной привлекательности бизнеса.

Частые ошибки при самостоятельной упаковке франшизы

Не всем удается заинтересовать партнеров в коммерческом проекте по причине неудовлетворительной работы по предпродажной подготовке. Фирмы, которые пакуют франшизу, не проводят анализа рынка, не изучают предложения конкурентов и не выявляют степень востребованности предпринимательской концепции на региональном уровне.

Разработано в
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса.